Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100"

Фото пользователя Диана Николаевна Александрова
Размещено: Диана Николаевна Александрова - сб, 25/02/2012 - 12:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Александрова Диана Николаевна
Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Увлекательный урок знакомства с отменой крепостного права и реформами императора Александра Второго.</p>

 

Метод обучения: проблемно-диалогический

Цели:

образовательные:

•             познакомить учащихся с эпохой “Великих реформ” XIX века;

•             познакомить с преобразованиями Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.

развивающие:

•             развивать речь учащихся;

•             пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;

•             развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;

•             развивать память и внимание детей.

воспитательные:

•             прививать интерес к прошлому нашей страны;

•             воспитывать чувство гордости за Россию.

Оборудовании:  карточки с историческими терминами, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация. (Приложение 1)

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: включить учащихся в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторить материал прошлых уроков.

- С какой эпохой мы сейчас с вами знакомимся?

- Какова была тема прошлого урока?

(“Гроза двенадцатого года”)

- Какая же гроза нависла над Россией?

- Когда это произошло?

- Как называлась война 1812 года?

(на слайде 1: 1812 г. Отечественная война)

- Почему эта война так называлась?

- Как об этом говорится в задании   на  с.37(Р. т.) ?

-Давайте проверим кроссворд из этого задания дальше.

- Мы говорили, что на борьбу с вражеской армией поднялся весь народ России. Скажите, как назывались простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками? (партизаны)

- Кто командовал русской армией?

(на слайде – портрет М. И. Кутузова)

- Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию?

(на слайде – портрет Наполеона)

- Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войны? А само сражение?

(на слайде – иллюстрация Бородинского сражения)

III. Постановка проблемы. Определение темы урока.

Цель: создать проблемную ситуацию, сформулировать тему урока, выдвинуть гипотезы.

- Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы.

- Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии?

(Слайд 2 – портрет Александра II)

- Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император - освободитель.

Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока.

(Слайд 2) Запишите ее в тетрадь.

- Какие вопросы у вас возникли, когда вы узнали тему урока?

(Учитель записывает на доске вопросы детей.

Предполагаемые вопросы:

- Как звали императора?

- Когда он правил?

- Почему его назвали освободителем?

Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии?

- Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике)

- Итак, открываем учебники…

IV. Совместное “открытие” новых знаний.

Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога.

  1.  Чтение вслух 1 абзаца на с.84 .

Вопросы после чтения:

- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?( Да. Императора звали Александр II)

- А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда я помогу.

- Когда правил Александр II?

(на слайде: Александр II,  1856-1881)

- А почему же его прозвали освободителем,  нам предстоит узнать в ходе урока.  

- Какие противоречия в рассказе вы заметили?

-Чем объяснить, что за первые 50 лет построена одна железная дорога, а за следующие – десятки?

Слайд 4  с фильмом

Вы вспомнили железную дорогу.

- Что видели на ней? (рельсы, шпалы..)

- Из каких материалов всё изготавливалось?

- Что необходимо для того,  чтобы двигаться? (уголь)

- Откуда брать все материалы, топливо, технику ? (искать, а затем изготавливать на заводах)

- А кто занимается всем этим? ( Рабочие)

- Сколько их надо? А они есть в России? Почему?

На слайде 5 :  отмена крепостного права

- Что вы знаете о крепостном праве?

- Когда оно было отменено?

на слайде 6 :  19 февраля 1861 года)

- Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?

(дети высказывают свои мнения)

- Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)

- Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века.

 2. Чтение страниц учебника про себя

 (с.  84-85; 1 абзац параграфа «Отмена крепостного права» )

Вопросы после чтения:

- Что узнали о России и Европе того времени?

(Слайд 7 - Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе)

- Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века.

- Но при чем же здесь крепостное право? (дети высказывают свои версии)

- А почему же крепостное право мешало развитию России?

- Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?

- А как обстояли дела в Европе?

(Продолжение показа слайда 3 - Россия: крепостные крестьяне; Европа: вольнонаемные рабочие)

- Александр II  19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии)

- Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?

5. Чтение вслух  параграфа «Отмена крепостного права» до конца (с. 85)

Вопросы после чтения:

- Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)

Чтение стихотворения

- Почему так произошло? Ваши версии?

6. Рассказ учителя и подготовленных учеников

- Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.

- Какой у вас возник вопрос?

(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)

- Выскажите ваши версии.

- Найдите ответы на вопросы в учебнике.

7. Чтение текста на с. 86- 87  «Россия обновлённая»

Вопросы после чтения:

- Изменилась ли жизнь в России?

- Кто такие “капиталисты”? (на доске)

- Кем становились крестьяне?

- Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны)

V. Первичное закрепление.

Цель: ответить на вопросы в процессе фронтальной работы; сформулировать основную мысль урока.

- Почему же Александра II прозвали освободителем?

-Когда это произошло?

- Это важно было для России? Почему?

- Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века?

- Сделайте вывод о правлении Александра II?

- Прочитаем вывод на с. 45.

(показ слайда 9)

VI. Самостоятельное применение знаний.

Цель: применить полученные знания при выполнении задания в тетради.

Выполнение задания 2  на с. 39 в рабочей тетради.

(проверка по эталону - слайд)

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: подвести итог урока; учить детей самоанализу и самооценке.

- Какие вопросы у вас возникли в начале урока?

- Смогли ли вы найти на них ответы?

- Что нового узнали?

- Как по-другому бы вы озвучили тему сегодняшнего урока?

(Реформы Александра II)

- Оцените свою работу на уроке?

- Как работал класс в целом?

- Спасибо за урок!

Домашнее задание. С. 85-87 (читать, отвечать на вопросы), с. 40, № 3-4(р.т)            

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория